150 баксов

Именно столько у меня было в начале…

путешествие по Иртышу на лодке из Аксу в п. ГРЭС

Маленькое путешествие по Иртышу на лодке из Аксу в п. ГРЭС

Всем привет! Когда я устроил одиночный сплав по Иртышу в прошлый раз, примерно в полутора часах от места старта я видел практически полностью песчаный остров, на который захотел как-нибудь в следующий раз приплыть и покупаться. И вот, наконец, я организовался и устроил себе новое, но на этот раз более короткое путешествие по Иртышу, примерно на 3 часа меньше прошлого.

В прошлый раз я отчалил с набережной Аксу в 8.00, и причалил на речвокзале Павлодара в 17.05. При этом чистое время хода заняло примерно 8 часов. В этот раз я стартанул в 9.30, а финишировал в 15.15. Чистое время хода составило примерно 4.40-4.45. Полтора часа — до острова и 3.10-3.15 — от острова до пляжа в п. ГРЭС, что на теплом течении. Второй промежуток можно легко сократить на 1 час, т.к. я заплыл не туда, куда нужно. Час мне потребовался для того, чтобы исправить свою ошибку. Но об этом расскажу подробнее чуть позже. Все по-порядку.

Остров на Иртыше, отличный пляж

Целей, которые я преследовал в данном путешествии на остров, было две: покупаться хотя бы раз в этом году 🙂 и поплавать еще раз на лодке. И если с первым пунктом все понятно, то второй пункт заставил изучить вопрос подробнее.

Подготовка

Во-первых, если учесть, что до острова нужно добираться полтора часа по течению, то сколько времени понадобится, чтобы вернуться с него — ведь придется идти на веслах против течения. И вообще, возможно ли это?

Так как скорость течения Иртыша сравнительно большая, то я навряд ли смог бы ему противостоять на резиновой лодке. Если бы лодка была твердой, да с хорошими обводами, то — да, возможно, что и смог бы идти против течения на веслах. Но так как я на «резинке», то это задача кажется невыполнимой. Нет, выполнимой, конечно — если бы моя жизнь от этого зависела. Тогда бы я сделал все, что нужно. Как вариант, тащил бы лодку вдоль берега. Но так как задача выжить передо мной не стояла, то я решил, что этот вариант мне не подходит. Я ведь собирался отдохнуть, как никак, пусть даже и активно.

Если отказаться от варианта с возвращением против течения, то нужно найти способ, как вернуться другим путем.

А нельзя ли вернуться так, чтобы не плыть против течения? Можно. Для этого нужно плыть до Павлодара, как в прошлый раз. А там сесть на маршрутку и вернуться в Аксу. Но плыть снова до Павлодара не входило в мои планы.

Открытие

Примерно 3 недели назад я ездил в п. ГРЭС, туда, откуда берет свое начало теплый канал, где начинается «теплое течение» (как его называют в народе). В том месте есть пляж (как оказалось, не очень удобный из-за крутого берега), и автобусная остановка рядом с ним. Зачем ездил, спросите вы? Да затем, что я планировал сплав по этому каналу до Павлодара — его устье находится почти напротив набережной нашего областного центра. По Иртышу сплавился, теперь можно и по каналу.

Я решил побывать на месте старта в п. ГРЭС, поэтому и поехал посмотреть, засечь время, узнать расписание автобусного маршрута и т.д. Будучи на пляже теплого течения, я заметил, что крутой берег образуется вследствие того, что к каналу примыкает какая-то речка или протока. То есть воды этой речки подмывают берег. Я почему-то раньше думал, что источником воды в канале является сброс горячей воды со станции ЕЭК, но, получается, основной объем воды идет именно из той речки, а сброс горячей воды только нагревает всю воду.

Неизвестная ранее речка заинтересовала меня. Поэтому по возвращении домой я открыл карту и стал искать подтверждение ее существования. И вот, что я увидел: какая-то ниточка голубого цвета соединяет Иртыш и теплый канал.

Схематическое изображение протоки между Иртышом и теплым каналом

Ее толщина вызвала у меня недоумение. Но когда я открыл спутниковую карту, все стало на свои места. Ширина протоки показалась мне достаточной, схожей с тем, что я видел в поселке. Я понял, что по этой протоке нужно непременно проплыть когда-нибудь.

Применение

Итак, я узнал, что есть протока (или речка), соединяющая Иртыш с теплым каналом. А что, если возвращаться с острова не по Иртышу, а по этой протоке? Ну и пусть, что долго по ней плыть, зато по течению. И, кстати, плыть, судя по карте, намного меньше, чем до Павлодара. А там уже сесть на автобус и вернуться в Аксу.

Осталось выяснить, выше ли по течению Иртыша относительно острова эта протока, или же ниже. Смотрим карту:

Изображение со спутника протоки между Иртышом и теплым каналом

Эта «перемычка» расположилась недалеко от «моего» острова, причем ниже по течению. Из этого следует, что задача возвращения решена: все путешествие я буду двигаться по течению, плюс исследую протоку. Получается отдохну, еще и с пользой проведу время. Не думаю, что наберется даже десяток людей, которые прошли всю эту протоку от Иртыша до поселка на каком-нибудь плавсредстве. Поэтому, думаю, что я выступлю в какой-то мере первооткрывателем 🙂

Поход

Наконец, мы подошли к самой главной части моего повествования. К той, в которой теоретические знания превращаются в эмпирический опыт. Маршрут проложен, организм настроился. Можно плыть.

Схема маршрута

Первая часть пути прошла как-то ожидаемо — сказывается недавний поход. Все знакомо, взгляд ничего не притягивает.

Путь до острова занял, как и предполагалось, 1.5 часа. Пока плыл до него, взял на заметку пару-тройку мест для купания, расположенных поближе к месту старта — набережной Аксу. Одно из них находится на противоположном берегу Иртыша, сразу после выхода из протоки, на которой находится набережная. Плыть до этого песчаного пляжа минут 15 всего. В следующий раз, когда надумаю купаться, поплыву именно сюда. Насчет того, как возвращаться, подумаю.

Остров

Итак, я причалил к острову. Место, где здесь можно купаться — все побережье. Но с противной стороны — можно купаться с детьми, т.к. там нет течения, и вода, по сути, стоит. Там в основном мелко, и поэтому вода хорошо прогревается. Но берега неидеальны. А вот с моей стороны берега идеальны, поэтому купаюсь со стороны русла реки.

После купания захотелось перекусить. Пока ел, наблюдал за птичкой, которая привыкла к моему присутствию и бегала по берегу в паре метров от меня. Что за птичка — не знаю. Фотографировать лень было.

Поиск протоки

После ланча переоделся и отправился дальше, навстречу приключениям.

Как я уже говорил, я заплыл не туда, куда нужно, и в результате потерял целый час. Причина моих приключений была вот в чем. Когда я исследовал карту, схематическая линия на спутниковой карте показалась мне протокой:

Ошибочное понимание карты

Вследствие этого я решил, что для того, чтобы выйти на «перемычку», мне необходимо войти во вторую протоку после острова, т.к. первая ведет в тупик.

И хоть первая протока была явной (чистой и достаточно широкой), я поплыл дальше, надеясь, что делаю правильно.

Зря я не послушал голоса интуиции. Теперь придется возвращаться.

Постепенно течение становилось явным.

Не ожидал встретить здесь перекат. За счет значительного уменьшения глубины протоки при неизменной ее ширине скорость течения сильно увеличилась. Конечно, до скорости течения в Иртыше было далеко, но и это утомляло.

Постепенно глубина начала увеличиваться, и я снова сел в лодку. Близился конец мучений и работы над ошибками.

В итоге маршрут мой получился таким:

Исправление ошибки

Еще немного, и я в том месте, куда должен был выйти изначально — начале «перемычки». Дальше пойду по течению.

ГРЭСовка

Вот как кратко можно охарактеризовать ощущения, когда плывешь по этой речке: спокойствие и умиротворение. К этому располагает как скорость течения, так и ширина водоема в совокупности со стеной деревьев по обоим берегам.

Ширины в 30 метров (большей частью) хватает, чтобы деревья, ветви которых часто свисают до самой воды, «не давили», а создавали уют и чувство защищенности от порывов ветра. К тому же, ширина речки недостаточна для того, чтобы на ней образовывались ощутимые волны.

Такое ощущение, что здесь не часто появляются люди. Этакое маленькое царство природы. Несколько раз видел рыбаков на берегу. Один раз в самом начале и два раза под конец пути, ближе в поселку. И это все. Возможно, именно это поспособствовало тому, что здесь отдыхал журавль. Или аист, или цапля. Не знаю — я в них не разбираюсь. Короче, с длинной шеей. Хотел сфотографировать, но птица не подпускала меня близко. Три раза срывалась с места и улетала, пока я был еще за сотню-другую метров от нее.

На записи плохо видно, но птица вроде была серая.

Потом видел, как на двух высохших, но стоящих деревьях сидела куча коршунов. При моем приближении, метров за 70 они тоже сорвались с места и давай летать.

Тогда я подумал: «А почему они все сидели на высохших деревьях?» Вот вы как думаете, почему? Оставляйте догадки в комментариях. Лично я уже догадался. Видео опять получилось не ахти, но зато фото — более менее.

Коршун в Прииртышье

Вообще, коршуны постоянно сопровождали меня почти весь путь по речке. Перестал их наблюдать только примерно за полчаса до финиша — сразу видно, что приближаешься к людям.

Остаток пути провел в нетерпении все закончить — сказывалась усталость.

День выдался жарким, поэтому пляж в поселке был забит не хуже черноморского в самый сезон.

Пляж на теплом течении в п. ГРЭС, Аксу

Подплывая, я гадал, где же мне приткнуться, чтобы никого не убить веслом. Люди купались, отдыхали, жарили шашлыки. А я мыл лодку, складывал ее почти 40 минут и из последних сил тащил ее на остановку…