150 баксов

Именно столько у меня было в начале…

Из Аксу в Павлодар по Иртышу на лодке

Сплав по Иртышу от Аксу до Павлодара

Ура, мне подарили лодку!!! Думаю, у каждого есть такая вещь, о которой он мечтает, но на которую всегда не хватает денег. Так и в моем случае. Давно мечтал о собственной лодке, но все никак не получалось ее приобрести. Спасибо компании «Вайя-КА» и лично директору Долтес Галине Николаевне за столь желанный подарок, сделанный мне в честь 10-летия моего стажа в этой компании.

Я не рыбак. Пока, по крайней мере. Лодка мне нужна для сплава по Иртышу, по большей части. Ну, и покатать детей на выходных, разумеется. Три года назад мы с товарищем уже сплавлялись по Иртышу от Аксу до Павлодара на его «резинке». И каждый год мне хотелось это повторить. Но у товарища не получалось организоваться. Теперь не нужно никого просить, и это круто!

Я его приглашал в этот раз, но он не смог — был на дежурстве. А поход я уже запланировал. Поэтому решил сплавляться в одиночку. Делов-то, думаю… Один раз с утра до вечера погребли — и нормально все было. Поэтому чего бояться-то? Если бы я знал, как устану 🙂 Вот сейчас, когда после сплава прошло уже полных два дня, я до сих пор не пришел в норму — тело местами болит. Не от усталости, нет. От того, что солнце ярко светило, и я обгорел так, что кожа опухла.

Но даже если бы я знал, что устану, то все равно бы поплыл. Надо себя перебарывать постоянно, без сожаления. Тем более, что подобного рода мероприятия, я уверен, идут только на пользу здоровью. В перспективе, разумеется.

В общем, идея данного похода была такая. Стартануть с набережной Аксу пораньше, чтобы приплыть в Павлодар пораньше или, хотя бы, как в прошлый раз. В тот раз мы отплыли в 9.00 и приплыли в 19.00. 2 часа отдыхали в пути. Итого чистое время хода составило 8 часов. Неплохо, я считаю. Я один, а поэтому надо принять во внимание возможность того, что могу устать грести и, следовательно, буду идти до Павлодара дольше, чем когда мы сплавлялись вдвоем. Поэтому я хотел стартовать в Аксу в 8.00, чтобы добраться до Павлодара хотя бы также до 19.00. Забегая наперед скажу, что в Павлодаре я причалил в 17.05.

Итак, вот он я — готов к отплытию: лодка накачана, вещи собраны, настрой положительный.

я готов к отплытию

После того, как вышел из протоки Иртыша, на которой находится набережная Аксу — сразу начало качать лодку на волнах. Причина — неслабый ветер. Ветер, кстати, большую часть пути был встречным или боковым. Местами ветер был настолько сильным, что создавал волны высотой до 50-60 см. Я сначала напрягался, а потом смотрю — лодка-то надувная, а поэтому, качается на волнах как поплавок. Даже ни разу не захлестнуло воду, хотя волны были выше лодки немного. Поэтому я расслабился и получал удовольствие, мерно покачиваясь на волнах.

волны на Иртыше

Но грести при высокой волне очень непросто. Кстати, когда перестаешь грести, лодка стоит на месте. Даром, что ты на реке, у которой быстрое течение — ветер нивелирует скорость течения. Поэтому, думаю, если есть парус, то в такой ветер можно и против течения запросто идти. Только лодка должна быть подходящей — эта по волнам идет неохотно: хлюпает, шлепает, так и норовит зачерпнуть водицы.

еще волны

На фото особо не заметно, насколько высокие волны. А вот на месте — да, чувствуется особенно остро 🙂

красивые волны

Большей частью я старался плыть вдоль крутых берегов, рассчитывая таким образом идти максимально быстро — там наиболее быстрое течение. Но на второй половине пути мы шли синхронно с другим любителем гребли, который, как оказалось, шел от Кенжеколя. Так вот, он шел по наикратчайшему пути, по протокам, где течение медленное. Как оказалось, моя более высокая скорость и более длинный путь в результате дают то же время, что и меньшая скорость незнакомца по короткому пути. В прошлый раз мне не с чем было сравнивать, а в этот раз получилось удачно. Теперь буду знать, что нет смысла гнаться за течением.

Так вот, плывя вдоль берега, любовался растительностью: луговыми травами, цветами, зонтиками и т.д. Хотел красоту эту всю сфотографировать, но получилось не очень.

луговая трава

Через 3 часа после старта я уже подплывал к новому острову, который начал образовываться перед Новым мостом во время его строительства. Решил причалить к нему, передохнуть и подкрепиться.

новый остров и Новый мост на заднем плане

Причалил. На часах 11.30. Фото на память.

на новом острове перед Новым мостом

Кстати, еще подплывая к острову, заметил, что чайки, мирно летавшие и занимающиеся добыванием пропитания, начали шуметь и вести себя как-то неестественно. Потом, когда уже причалил к острову, понял, что это был ИХ остров. Они тут гнездились. Поэтому и начали кружить надо мной и кричать без умолку. Ну а я что? Мне покушать надо. И отдохнуть: постоять и походить. В общем, все обошлось, кидаться на меня они не стали. Через 10 или 15 минут я уже отчалил. Хотел их сфотографировать, но никак в кадр поймать не мог — метались они из стороны в сторону.

В общем, поплыл я дальше. Подхожу к Новому мосту. Вот он, красавец:

Новый Мост в Павлодаре

А вдали виднеется Алюминиевый завод. Вот, если приблизить:

Алюминиевый завод в Павлодаре. Вид с Иртыша в районе Нового моста

Дальше поход ничем особо не выделялся. Постепенно начал уставать грести. Все чаще опускал весла. К тому же, частенько, как я уже говорил, был встречный ветер и неслабое волнение на поверхности. Это дополнительно выматывало.

Через некоторое время стало сильно припекать и я решил рискнуть снять с себя одежду. Остался только в купальных шортах. На этот момент кисти обеих рук здорово обгорели, стали красными. И я подумал: загорать, так целиком. Но на голову, чтоб не напекло, завязал футболку, в которую был одет.

Повторно остановиться перекусить планировал через 3 часа, пол-третьего. Но получилось только в 15.20. То берега неподходящие, то народа много — близость Павлодара начала сказываться. Нашел более-менее удобный берег и не стал откладывать, пристал — кушать очень хотелось, да и силы были на исходе.

недалеко от Павлодара

На отдых и перекус ушло полчаса. Нормально. Поплыл дальше.

Недалеко от места стоянки заметил птичий базар. Решив, что на этот раз не упущу возможность снять птиц, заранее убрал весла и достал фотоаппарат. Получилось.

птичий базар на Иртыше недалеко от Павлодара

птичий базар в Прииртышье

чайки на Иртыше

чайки возле Павлодара

павлодарские чайки

А вдалеке, если заметили, уже виднелся центральный район Павлодара. А значит, еще примерно часик — и я на месте.

Оставшуюся часть пути я уже греб еле-еле, все чаще разворачиваясь лицом по направлению движения. Правая сторона загорела сильнее, поэтому я пытался таким образом подставить под солнце левый бок. Но все равно правое плечо до сих пор болит сильнее.

Вот и последний поворот, и набережная Павлодара. Надо сказать, что чем ближе я был к Павлодару, начиная с места последней остановки, тем больше на воде было моторных, катеров и аквабайков. Народ отдыхает.

набережная Павлодара

Изначально я планировал своим конечным пунктом набережную, но, устав вконец, решил причалить возле речпорта, сократив, тем самым, время в пути примерно на полчаса. Итого, чистое время хода получилось таким же, как и 3 года назад, когда плыли с товарищем — 8 часов. И это при том, что большую часть пути был встречный ветер и высокие волны, мешающие грести и снижающие скорость до минимума.

В общем и целом резюмирую: сплав по Иртышу из Аксу в Павлодар — удался.

P.S. Два часа назад кожа на лице начала облазить.