150 баксов

Именно столько у меня было в начале…


жизнь в кредит

Жизнь в кредит: понты дороже денег

Сегодня я хочу поговорить о такой теме, как жизнь в кредит. Рассмотреть все ЗА и ПРОТИВ, ответить на вопрос, хорошо это или плохо, и выяснить, что значат кредиты и проценты в жизни современного человека и каковы психологические последствия такого подхода к планированию собственного благополучия.

На дворе уже 2018 год, и в настоящее время уже не только американцы с европейцами (традиционно, жизнь в кредит мы приписываем именно им), но и граждане стран бывшего СССР начинают активно пользоваться кредитными продуктами банков второго уровня и различных микрокредитных организаций. Причем зачастую — не только, что называется, «по нужде». Все чаще и чаще люди залазят в кредитную яму просто потому, что хотят получить что-то прямо сейчас, сию же минуту. Потому что захотелось, потому что у других есть (а мы что, хуже, что ли?), потому что не хочется ждать, пока накопишь и т.д.

Предлагаю объективно посмотреть на эту проблему и понять, хорошо это или плохо.

Кредиты и проценты в жизни современного человека

На самом деле, кредиты — это очень хороший инструмент, без которого немыслим современный мир с его благополучием. Понятное дело, что им надо уметь пользоваться — иначе можно навредить себе. Тот, кто умеет использовать возможности кредитования в свою пользу, однозначно всегда будет в плюсе. Приведу простой пример.

Предположим, что вы хотите заняться бизнесом. Составили бизнес план, сделали расчеты. Чтобы реализовать идею, необходим капитал. Вот тут и помогут банки со своими кредитными продуктами.

Или другой, но похожий пример. Действующий бизнес нуждается в масштабировании. Так как собственными средствами масштабирование осуществляется достаточно долго, чаще всего на эти цели берут займ. В таком случае, кстати, банки даже охотнее кредитуют, т.к. отлаженный бизнес означает работающую бизнес-модель.


Исходя из вышесказанного, понятно, что кредит как нельзя кстати тогда, когда ожидается, что заемные средства принесут прибыль. Иными словами, это не что иное, как инвестирование в бизнес, инвестирование в актив, который будет приносить деньги. Только в таком случае, я уверен, кредитование оправдывает себя.

По-иному складывается ситуация в тех случаях, когда кредит берется на обеспечение собственных нужд и желаний, которые никогда себя не окупят. Мало того, что вещи со временем дешевеют, так заемщик за них еще и переплачивает проценты, которые в некоторых случаях (в зависимости от банка и срока кредитования) доходят до 100% и больше. Стоит ли покупать что-то дороже в 2 раза только потому, что вы хотите пользоваться этим прямо сейчас?

Кроме желаний, связанных с более-менее объяснимой необходимостью, в нашей жизни сплошь и рядом присутствуют такие мотивы, которые ничем, как пусканием пыли в глаза не объяснишь. Тем абсурднее, когда для создания этой самой пыли люди по уши садятся в долговую яму, часто пополняя ряды злостных неплательщиков по кредитам.

Немного о понтах

Размышляя о понтах, вспоминаю всем известное стихотворение Маяковского о крошке-сыне, который пришел к отцу узнать, что такое хорошо, а что такое плохо. Только в стихе этом речь шла о мальчиках (нравоучение для сына, как никак), которые поступали хорошо или плохо. В случае же с понтами необходимо дать оценку не каким-то отдельным поступкам, а самому понятию понтов.

Всем известные примеры

Примеры понтов всем известны. Даже сочинять и придумывать ничего не требуется. Все примеры, иллюстрирующие рабскую психологию зависимости от мнения окружающих, взяты из нашей жизни.


Пример 1: хочу крутой смартфон

Даже не знаю, стоит ли приводить этот пример ввиду его повсеместности? Большинство детей возрастом этак до 21-23 лет постоянно испытывают нужду во всеобщем признании. Ну, чтоб окружающие его уважали. Для этого нужно быть, что называется, «в теме»: одеваться не хуже и иметь телефон (планшет/часы/комп и т.д.) не дешевле, чем у других. Иначе рискуешь назваться лохом.

Мне не нравятся в этой ситуации две вещи. Первое — это то, что ребенок должен думать не о своем развитии, а о том, чтобы его «приняли в стаю». Соответственно, его внимание и внимание его родителей сосредоточено совсем не на том, на чем нужно бы — на образовании, а на создании образа, который будет по нутру тем, кто ребенка окружает. Толпе, по сути.

Второе — это то, что за образ приходится платить. Мало того, что все это фикция, не несущая в себе никакой пользы ни для ребенка, ни для общества, так она еще и денег стоит, причем, зачастую, совсем немалых. Получается что? И дети, и их родители становятся жертвой чьих-то понтов?

Пример 2: давно пора менять телевизор

Обычная ситуация в обычной семье: задумались о покупке новой техники, например, телевизора. Такого, чтоб не хуже, чем у брата/соседей/кума/свахи и т.д. Мы ведь не хуже — давай возьмем побольше, да чтоб голосом управлялся, или жестами. И 3D чтоб было. Круто же. Надо сразу побольше функций, чтоб на дольше хватило. Не будем же каждый год новый покупать. Вон и консультант (в магазине) также советует. Решено.

Теперь вопрос за деньгами. Если честно, не видел, чтобы сейчас кто-то сразу рассчитывался. Нет, может, есть такие, просто я не видел. Все всё берут в кредит. Удобно ведь: взял, а ПОТОМ УЖЕ плати. Ну и пусть, что платить нужно. Зато мы в тренде. Не хуже других (даже лучше).


Пример 3: а вы бывали на Таити?

Таити, конечно, перебор. Наших соотечественников манят чаще всего более быстрые перелеты и дешевый отдых. Турция, там, или Таиланд. Не суть, в общем. Важно, что не все отдыхающие (наверное, даже больше половины) могут себе позволить вот так просто взять, и полететь к морю. Мало тех, кто копит на отдых. Традиционно «выручает» все тот же старый добрый способ — кредит.

Я понимаю, что хочется от других не отставать. Кажется, что за границу съездили уже все, кроме меня. Почему другие ездят, а я — нет? Неужели я не могу себе этого позволить? Скоро уже стыдно друзьям в глаза будет смотреть. Неудачник.

Пример 4: мы не нищеброды какие-нибудь

Представьте, что нам нужно устроить какое-то празднество. Например, юбилей или свадьбу. Есть мысли, как это должно происходить? Вон, у подружки сестра закатила ТАКУЮ свадьбу. Я тоже хочу такую же, только еще круче. Благо, вариантов сейчас вагон и маленькая тележка — есть, где разгуляться фантазии.

Не знаю, как в России, а в Казахстане, например, национальная традиция — приглашать на свадьбу всех, кого знаешь и кого знают те, кого знаешь ты. В итоге получается пир на весь мир — минимум 200-300 гостей. Плюс жениху с невестой в грязь лицом ударить никак нельзя. Для этого и лимузин, и свадебные кортежи… Да чего только не придумают! И друг перед другом потом выделываются, у кого было круче. Как будто это влияет на благополучие будущей семьи. Через 2 месяца разбегутся, а родители еще 5 лет будут кредит выплачивать за попытку создать у окружающих мнение, что они как минимум не беднее окружающих. Глупые, все вы шикуете на чужие деньги, которые потом отдавать годами!


Пример 5: представь, подъезжаю такой на Х6

Всем известны слова «встречают по одежке…». Наш мир настолько прогнил, что требует определения статуса от каждого индивида. Статус придают вещи. Получается, если ты хочешь, чтобы тебя воспринимали в определенном слое общества именно так, а не эдак, приходится приобретать вещи, которые тебе даже и не нужны по большей части. Ярким примером тому является приобретение более дорогого автомобиля, чем необходимо.

В Сети вычитал пример про одного бизнесмена, который находился на стадии банкротства. И вот, для того, чтобы найти новых клиентов, получить госзаказ или чего то там еще, ему в голову пришла гениальная мысль: залезть еще больше в кредит (кредиторы пока еще кредитовали, т.к. бизнес, как никак, еще потихоньку, но работал) и купить новенький внедорожник. Чтоб уважаемые люди воспринимали его как успешного. Иначе, мол, с ним никто дел бы иметь не стал.

Подытожим

Примеров таких можно привести тысячи, это факт. Так что же это? Какую оценку вы дадите этому понятию? Хорошо это или плохо? Жить ли нам в этом или сбросить с себя уже, наконец, покрывало зависимости от мнения окружающих? Возможно, кому-то понты дороже денег, но лично мне таких людей даже жаль немного — являясь жертвами маркетинга, они по-настоящему верят, что их личность (а на самом деле — образ, основанный на понтах) вызывает уважение, одобрение и даже зависть у окружающих.

Желание не выделяться (в худшую сторону, как думается многим) — вот основной движитель потребительского спроса. Именно зависимость от чужого мнения является главным помощником современного маркетинга.


Спасибо Путину за жизнь в кредит

Неспособность современного человечества отказываться от сиюминутных потребностей грозит глобальным обнищанием. Сначала заемщик, который по уши в долгах, у которого один кредит перекрыт другим, после очередной покупки перестает быть платежеспособным. После этого банки, которые раздают кредиты направо и налево, начинают работать «в минус», растет их долг перед банком первого уровня. В конечном итоге экономика проседает и все начинают понимать, что здесь что-то не так.

Поймите, люди! Живя в кредит, вы никогда не станете богатыми. Никогда, понимаете? Эти вещи никак не смогут сосуществовать вместе. Или вам платят (вы богаты), или вы платите (вы бедны).

Не нужно никого обвинять в своей неплатежеспособности: Путина, Назарбаева или кого-то там еще. Вас никто не толкал в долговое рабство. Вы стали жертвой маркетинга только по одной причине — из-за своего жирного «хочу». Нужно усмирять свои желания. Хотя бы немного. В кредиты лезть только в случае крайней (жизненно-важной) необходимости, а не ради понтов. Своих или чужих — это уже не суть важно.

Понравилась статья? Расскажи своим друзьям:

Кредит

• 30.04.2018


Предыдущий пост 

Следующий пост ↠ 

Добавить комментарий

Войти с помощью: